22 Февраль 2008

Бетховен – ‘Лунная’ соната

 

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
Соната для фортепиано № 14, До-диез минор, оп. 27, № 2



‘Лунная’ соната Бетховена, название которое дал ей немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб после смерти Бетховена, является одной из наиболее широко известных классических музыкальных произведений на протяжении уже более двухсот лет.

Но давайте посмотрим более внимательно, взглянём на факты окружающие это произведение, найдем прошлые и будущие музыкальные связи, и, естественно, сравним и выберем лучшие записи сонаты.

Говорят, что поездка Бетховена на озеро Балатон в Венгрии вдохновила это сочинение.

Соната написана в трёх частях, как и большинство сонат классического периода. Стала же известной она за первую часть, Adagio sostenuto (записей с этой одной частью примерно в 10 раз больше чем записей всей сонаты целиком).




Нисходящая линия баса во вступлении, которую иногда называют Фригийским оборотом, (строго говоря в данном случае это неверно, так как субдоминанта – фа-диез – звучит перед доминантой соль-диез), была в моде задолго до Бетховена:

Adagio из сонаты Альбинони, написанной 100 лет ранее


И так, заимствуя эту идею барочной риторической фигуры, Бетховен начинает свою сонату.

Но что по-настоящему покорило публику, так это вечно-молящий полиритмический мотив основной темы:




Повторяющиеся триоли и полиритмия были выписаны Бетховеном из партитуры Моцарта – из сцены смерти Командора оперы Дон Жуан.




Бетховен назвал сонату “Quasi una Fantasia” из-за её необычных тональных последовательностей. Фантазией обычно называют классическое музыкальное произведение написанное в свободной форме.

Мажорно-минорное сопоставление, здесь начинающее модуляцию к побочной партии, часто использовалось Моцартом, и Бетховен и на этот раз идёт на соблазн:

Тематическое сравнение

Бетховен – ‘Лунная’ соната

25 лет ранее: Mozart – Соната № 4, Ми-бемоль мажор (1775)

100 лет позднее: Рахманинов – Фортепианный концерт № 2 (1900)

Существует разногласие по поводу того, какую ноту следует играть во второй триоли в двенадцатом такте – до или си:



Но, в реальности, никакого разногласия быть не должно, потому что по правилам голосоведения классического периода, два независимых голоса не должны двигаться параллельными октавами или квинтами, кроме тех случаев, когда один из голосов дублирует другой. Явно, здесь средняя нота в триолях не дублирует (уже дублированную) линию баса. Следовательно, надо играть до, а не си.

Первая часть написана в сонатной форме, но не без сюрпризов. В экспозиции, побочная партия звучит не в доминантовой тональности, как это обычно происходит в классической сонатной форме, а в си миноре, что вообще является отдалённой тональностью!




К концу первой части, главный мотив предсказывает более тёмные времена, переходя на территорию левой руки:


Двигаемся дальше. Вторая часть оказывается легковесным упражнением по классической гармонии. К сожалению, основной мотив едва ли сходит на мелодию, и, более того, повторяется 20 раз в течении (к счастью только) двух минут. Вот начало, с четырьмя из этих повторений:




Trio – наравне с Allegretto – два повтора двух восьми-тактовых секвенций. По крайней мере они контрастируют. Allegretto, как и ожидалось, повторяется da capo после Trio.

(Отличное исполнение от Daniel Barenboim в приведённых выше примерах.)

Третья часть, огненное Presto в сонатной форме, начинается с тех же нот, что и первая, а именно: до-диез, соль-диез, до-диез и ми. Бетховен также добавляет в ноты инструкцию agitato. Затем он трансформирует оригинальный трёх-нотный мотив в двойной разряд молнии, изменяя ритмический рисунок, (вторая нота теперь звучит на слабую долю), но оставляя исходную гармоническую структуру.

Тематическое сравнение

1ая часть

3ья часть



Опять же, Бетховен заимствует мотив у Моцарта для первой части темы побочной партии, и ... повторяет его шесть раз, пока он к чему-нибудь его не приведёт. Он даже не забыл прихватить с собой украшения.

Тематическое сравнение

Моцарт – Соната № 1, До мажор (1775)

Бетховен – Соната, 3ья часть

Заключительная тема продолжает свой побег, пока не врезается во вторую-низкую (которая первоначально звучала в третьем такте первой части). Здесь тема делает пару кругов, снова врезается во вторую-низкую но на октаву ниже, делает пару кругов и там, и переходит в третью тему, которая, в свою очередь, приводит к спорной заключительной партии.


Традиционно, экспозиция повторяется. Разработка и реприза – нет, и мы скоро поймём почему.

Разработка начинается с главной темы в мажорной тонике, но быстро уступает теме cantabile из побочной партии, которая интересно переходит в левую руку, и оттуда продолжает дальше и дальше вниз, пока не доходит до доминантового предыкта, так же как было в первой части, но без уменьшённых септаккордов (Бетховен оставляет их на потом).

Затем начинается реприза, которая по сути почти в точности повторяет экспозицию, за исключением обычных тональных и ещё нескольких незначительных изменений. И только после этого начинается финальный подъём, один из более эффектных Бетховена – с двумя кульминациями, практически одна за другой.

Сначала создаётся впечатление, что началась очередная разработка. И тут становится ясно почему только экспозиция повторялась: разработка вместе с репризой и развёрнутой концовкой оказываются в два раза длинней экспозиции. Но ещё важная причина заключается в том, что эти кульминации не были бы такими же успешными при повторе.




Первая кульминация построена на теме главной партии, а вторая, более эмоциональная, развивает мотив второй темы побочной партии, до того как теряется в вихре триолей – вниз и вверх несколько раз – в стиле Сальери – затем взлетает ввысь по хроматической гамме – трель! – снова вниз в виде некой импровизационной фигурации – и застывает: Adagio. Теперь... Tempo I più tranquillo, piano. Уже не-столь-спорная тема на органном пункте возвращается на шесть тактов, pianissimo. И тут – Presto, forte – последний подъём на арпеджио – sforzando – спуск – и два удара – fortissimo, senza Pedale.

Не это ли пророчили последние такты первой части?

(Непревзойдённый Jenö Jandó в приведённых выше примерах.)

Обзор записей


Может показаться, что профессиональному пианисту нетрудно сыграть эту сонату. Но это не так. Во-первых, в нотах расставлены буквально сотни мелких инструкций, одни более понятные, другие менее. Во-вторых, каждый пианист даёт свою интерпретацию каждой части, почти всегда идя поперёк хотя бы каким-то установкам, данным композитором.

Итак, что же мы ищем в записи? Как выбрать лучшие?

Естественно, технические аспекты игры должны быть безупречными. Но в первую очередь мы хотим услышать интерпретацию музыкальную в полном смысле этого слова. Она должна литься, петь. Все три части должны звучать на одном дыхании.

Мы ожидаем хорошо выбранные темпы, ясную артикуляцию, которая соответствует инструкциям в нотах, правильное использование педали, в стиле позднего классического периода.

Давайте начнём с первой части. Указанный темп, Adagio, является одним из самых медленных существующих темпов. Разумеется, медленнее, чем Andante.

В большинстве записей мы слышим достаточно умеренный темп.

Евгений Кисин

Темп у пианистов Плетнёв, Arrau, Lupu, Rubinstein, Серкин скорее приближается к Lento

Рудольф Серкин

– в то время как Jandó, Горовиц, Kempff, Шнабель играют чуть быстрее чем обычно.

Jenö Jandó

Но, строго говоря, термин Adagio относится к четвертям, и в этом смысле большинство пианистов находятся в относительно правильных рамках. Разве что только Шнабель выбрал слишком быстрый темп.

Оказывается, что, с технической точки зрения, большинство пианистов неправильно играют основной мотив – просто неверно сопоставлены триоли и восьмушка-с-точкой.

Истинная полиритмия только у пианистов Barenboim, Кисин, Плетнёв, Ашкенази, Lupu и Rubinstein.

Daniel Barenboim

Brendel, Kempff и Шнабель играют совсем не так.

Wilhelm Kempff



Barenboim экземплярно играет первую часть, объективно и в то же время очень лично. Плетнёв, Jandó, Ашкенази, Arrau, Lupu и Gieseking тоже здорово осмыслили эту часть; у всех хороший певучий тон, выявлены эмоции, динамика и естественное течение.

Radu Lupu

Средний раздел первой части с его восходящими и нисходящими уменьшёнными септаккордами должен продолжать звучать в триолях, которые не должны акцентироваться. Но если будет хоть какой-то намёк на акцент, то он ни в коем случае не должен падать на дуоли! К сожалению, именно дуолями играют Гилельс, Brendel, Pollini, Серкин и Kempff.

Во второй части, почти все, в том числе Barenboim, Jandó, Кисин, Плетнёв, Tomšič, Серкин, Lupu, Gieseking, Шнабель и Горовиц удерживают хороший баланс между танцевальным настроением, певучей мелодикой и игривыми аккордами стаккато.

Trio, которое начинается с трёх sforzandi и продолжается – после повтора – на pianissimo, должно контрастировать, а не сливаться в одно с Allegretto, которое начинается и заканчивается на piano. Молодцы Кисин, Jandó, Плетнёв, Rubinstein и Горовиц.

Jenö Jandó

Только одну запись третей части можно назвать идеальной – от Jenö Jandó. Музыкальность в целом, интерпретация, технические аспекты, баланс, мелкие детали – в его игре есть всё. Можно практически услышать самого Бетховена у рояля.

Но хотя каждый вправе сам судить музыкальность Jandó, давайте рассмотрим техническую сторону.

Бетховен точно знал чего хотел, когда обозначал staccato специфически первую и последние три ноты в каждом такте, начиная с пятого такта побочной партии:

Jenö Jandó

Почему же тогда эти указания полностью игнорируют Кисин, Гилельс, Rubinstein, Pollini, Серкин, Горовиц, Kempff, Шнабель? Как можно просто играть это всё на педали?

Владимир Горовиц



А ведь это становится критичным в последней кульминации:

Jenö Jandó

Евгений Кисин


Staccato!

Но игра Кисина уникальна по-своему. Его исполнение этой части – одно из самых быстрых существующих, и в то время как в других записях от быстрого темпа страдает качество исполнения, то Кисин, совершенно владеющий техникой, в сочетании с его глубоким осмыслением материала, даёт потрясающее исполнение, идеальное по-своему, и кардинально отличающееся от трактовки Jandó.

В один момент он полон огня, мгновением спустя – он в другом, отдалённом мире. Послушайте его абсолютно уникальную интерпретацию разработки:

Евгений Кисин

И Daniel Barenboim и Михаил Плетнёв предлагают нам свои личные видения этой части, интересны – каждая по-своему.

В последующих записях появляются всё больше и больше не правильных нот, чаще всего промахи. Но трудно объяснить почему Barenboim играет ре-бекар вместо ми в конце третьего такта в ля-мажорной связующей теме:

Daniel Barenboim

в замедленной скорости



Странно ещё и то, что при повторе он этого не делает.

Но что уж совсем неприемлемо это забыть, что Бетховен сжал ту же связующую тему в репризе. И Barenboim делает именно так – забывает:

Jenö Jandó

Daniel Barenboim



И чем больше записей мы слушаем, тем дальше мы оказываемся от идеального исполнения.

Давайте послушаем снова...

Jenö Jandó

Итак, перед нами 10 лучших записей ‘Лунной’ сонаты Бетховена:

1. Jenö Jandó

Плюс: такие же отличные исполнения сонат № 8 ‘Pathetique’ и № 23 ‘Appassionata’
 
2. Евгений Кисин

Плюс: непревзойдённое исполнение “Прелюдии, хорала и фуги” Франка, а также вариации на тему Паганини Брамса

 
3. Daniel Barenboim

Плюс: Сонаты № 21 ‘Waldstein’ и № 23 ‘Appassionata’

 
4. Михаил Плетнёв

Плюс: Сонаты № 21 ‘Waldstein’ и № 23 ‘Appassionata’

 
5. Эмиль Гилельс

Плюс: Сонаты № 8 ‘Pathetique’ и № 12

 
6. Владимир Ашкенази

Плюс: Сонаты № 8 ‘Pathetique’ и № 23 ‘Appassionata’

 
7. Radu Lupu

Плюс: 5 фортепианных концертов, сонаты № 8, № 21, вариации До минор, фортепианный квинтет, 2 рондо

 
8. Claudio Arrau

Плюс: Сонаты № 8 ‘Pathetique’ и № 23 ‘Appassionata’

 
9. Dubravka Tomšič

Плюс: Симфония № 7, увертюра к “Fidelio”

 
10. Alfred Brendel

Плюс: Сонаты № 8 ‘Pathetique’ и № 23 ‘Appassionata’

Ярлыки: , , ,

 

Комментарии: 7:

Anonymous Анонимный сказал(а)...

Очень интересно и меня очень увлекло. И я даже купила диск Jeno Jando. Юля. Киев-Нью-Йорк.

15 Май, 2008 03:08  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

А почему Гульд не упомянут? Разве это исполнение не заслуживает внимания?
http://www.youtube.com/watch?v=DVZqAbbkdgw

02 Июль, 2008 10:00  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

Клаудерман тоже не упомянут. Хотя его исполнение очень пронизывающе эмоционально.

12 Июль, 2008 20:28  
Blogger efandy сказал(а)...

Сорри за оффтоп. Чудесний блог. Давайте меняться сылками. Мой блог - efandy.livejournal.com, я оцыфровываю и викладываю в Сеть советские пластинки с классикой.

03 Октябрь, 2008 13:24  
Blogger Руфик сказал(а)...

Люди добрые, помогите!!! Срочно нужна первая часть Лунной сонаты в нотах, конечно. Внучка пошла в школу искусств и теперь просит меня продемонстрировать, хотя бы что-нибудь. А я за инструмент не садилась лет ...дцать.Мой адрес:
rufik52005@yandex.ru
Заранее благодарна.

01 Декабрь, 2008 21:06  
Anonymous Music сказал(а)...

Руфик, первая часть Лунной сонаты в нотах появилась у вас? А то также очень требуется... Если у кого-то есть, помогите и мне.

Почта: m-krasota56@yandex.ru

07 Февраль, 2009 00:40  
Blogger FutWing сказал(а)...

Прошу на мня не обе жаться но имхо лунная соната была создана когда человеку было плохо, очень плохо в душе - ето на да просто слышать. Ненавижу тех кто разберает и обсуждает других - посматрите с начало на себя. МБ я неправ и вы ангелы то звените, в противном случае нет вам прощения.

24 Февраль, 2009 04:55  

Отправить комментарий

<< Главная страница