19 Август 2007

Фригийский оборот

 
В классической музыке, нисходящий тетрахорд (линия четырёх нот), с интервалами тон-тон-полутон, называют фригийским оборотом, который и является основой фригийского лада.



Фригийский лад соответствует дорийскому ладу в древнегреческой музыкологии (христианская церковь неправильно интерпретировала Латинские тексты Боэция, и дала древним ладам неверные наименования в начале 8го века).

Фригийская диатоническая гамма – это просто два фригийских тетрахорда разделённые целым тоном. Мелодии во фригийском ладу передают специфическое настроение, с характерным минорным звучанием (из-за малой терции) и неожиданной пониженной второй ступени.

Хильдегард фон Бинген – Хорал “Laus Trinitati” (12ый век)

В барочный период, когда концепция аллегорий стала ярким определяющим элементом музыки, фригийский оборот использовался как риторическая фигура, как музыкальная аллегория, которая символизировала Вздох. Более того, это был один из самых наиболее используемых оборотом того времени, и использовался практически всеми композитором того периода.

Особенно ярким было использование этой фигуры в линиях баса, дающее нисходящие аккордовые последовательности: i-VII-VI-V, или i-i2-iv4/3-V, или i-v4/3-iv4/3-V:



Линия баса ясно слышна во вступительных тактах Adagio сонаты Альбинони (начало 18го века), широко известное под названием Adagio соль минор:


Ещё одно типичное использование фригийского оборота было в виде каденции, завершающей фразу на доминанте:

Джузеппе Торелли – Concerto Grosso, Op. 8, No. 6

Но традиция использования риторических фигур в музыке не нашла места в классическом периоде, и фригийский оборот использовался всё реже и реже. Там, где он и появляется, это обычно обращение к прошлому.

Вольфганг Амадей Моцарт – Квартет до минор, К. 421

Бетховен использовал немного изменённый фригийский оборот в первых тактах его ‘Лунной’ сонаты:


Ярлыки: , ,