06 Август 2007

Обзор: Паганини – Скрипичный Концерт № 1 / Хан

 

Никколо Паганини (1782 – 1840)
Скрипичный Концерт № 1, Ре мажор, оп. 6


Хилари Хан создаёт историю прямо на глазах: с этой записью она попадает в число лучших скрипачей мира классической музыки.

Потрясающее исполнение, как ни одно из существующих, особенно в отношении формы, интонации и музыкальности.

Лиричность Хилари ощущается в течении всего исполнения, уже с первых нот. Сравните её вступление (после оркестровой экспозиции) со вступлением Сальватора Аккардо:

Вступление солиста, 1ая часть

Хилари Хан

Сальватор Аккардо

От первой и до последней ноты Хилари ни на секунду не теряет точность звуковысотности. Она не спешит доиграть трудные пассажи; напротив – она проигрывает каждую нотку, не теряя при этом виртуозность: быстрые и наиболее трудные места сыграны не медленнее, чем они звучат у других ‘великих’, но гораздо точнее. Это относится и к двойным нотам - в ясности и чистоте интонации которых Хилари просто чемпионка, олимпийские скачки пальцев – каждая нота кристально чиста, ураганные арпеджио и т.д.



Услышав вышесказанное, можно подумать, что раз столько внимания уделяется мелким деталям, у Хилари может не доставать музыкальной глубины и, учитывая большие формы концерта, проницательности охватить каждую часть как единое целое. Вот на этот раз, интуиция вводит нас в заблуждение: Хилари прочувствывает каждую мелодию, каждое предложение. В каждой ноте столько эмоций!

На сегодняшний день, многие т.н. музыканты совсем таковыми не являются. Музыкальные ВУЗы готовят либо исполнителей, либо теоретиков, либо композиторов. Мало кто из них становится развитым музыкантом. Теоретики не слушают музыку, а вычитывают о ней из книг, и многие из них даже сыграть ничего толком не могут. В то же время, большинство исполнителей по-настоящему не понимают, что они играют. И, к великому сожалению, многие композиторы не являются музыкантами ни в каком смысле этого слова.

Если ты исполнитель, они считают, то ты должен специализироваться именно в этом – в исполнительстве. И так мы и получаем сотни, тысячи выпускников: пианистов, скрипачей, флейтистов, и т.п., все – виртуозы, и о коих мы никогда не услышим, потому что они не настоящие музыканты.

Но к Хилари это не относится.

Хилари Хан – музыкант в полном смысле этого слова. Вслушайтесь в эти выразительные паузы перед драматическими нотами, дополнительные задержания в концовках фраз, миниатюрные импровизации, исходящие изнутри.


Но чтобы по-настоящему понять, сколького она достигла как музыкант, рекомендую послушать весть концерт.

Надо заметить, однако, что в её динамическом диапазоне, который хотя и музыкально един на протяжении всего произведения, не хватает мощи, и это становится очевидно в те моменты, когда требуется больше энергии.

Постоянное и неменяющееся вибрато очень сбалансировано. Чуть больше, и стало бы раздражать. Чуть меньше, и уже было бы недостаточно. А ноты, сыгранные senza vibrato, как маленькие жемчужины – как раз там, где они и должны быть.

Интересно, что её трактовка концерта, которую называют нетрадиционной во многих отношениях, очень близка к трактовке Гиль Шахама. Многие из ‘нововведений’, и это включает штрихи, темпы и динамику, не являются её изобретениями, а его. Более того, возвращаясь к интонации, Гиль Шахам единственный, у кого чистота интонации хотя бы чуть-чуть приближающается к чистоте таковой у Хилари.

Симфонический оркестр Шведского радио с дирижёром Эйджи Оуэ – молодцы. Он хорошо держит оркестр вместе и сбалансированным (тарелки в главной партии очень уж громкие). Оркестр мог бы меньше опаздывать временами, и, что касается самой записи, обработка могла бы быть лучше сделана (EQ и разделение высот не совсем неудачны – всё-таки это же запись классической музыки). Но солистку не слишком перекрывается оркестр, что случается довольно часто на концертах в последнее время, а это гораздо важнее в этом произведении.

У слушателя может возникнуть вопрос: на сколько, теоретически, исполнение Хилари отличается от исполнения самого Паганини? Ответ прост: очень. Забыв на мгновение индивидульность и личную выразительность исполнителей, следует отметить несколько очевидных музыкальных и исторических фактов.

Во-первых, концерт был изначально написан в ми-бемоль мажоре, с солирующей скрипкой настроенной на полутон выше. Паганини чувствовал, что скрипка может использоваться как транспонирующий инструмент. Такое мнение не разделяли его последователи, однако, и концерт позже транспонировали в ре мажор. Скрипка, настроенная даже на один полутон выше звучала бы совсем по-другому, гораздо интенсивней, хотя как раз это и могло быть намерением композитора.

Во-вторых, наше современное ухо настолько привыкло к идеально чистому звуку в сегодняшнем темперированном строе (в основном из-за стремительного развития электронных музыкальных устройств), что даже одна фальшивая нота так режет ухо, как никогда прежде в истории. Это можно подтвердить, послушав записи начала 20го века, в которых ‘уровень’ чистоты нот на удивление низкий. Можно сказать, что инструменталисты в те времена играли ужасно фальшиво по сегодняшним меркам. (Для скрипача это означает, что в виртуозных пассажах гораздо труднее достичь идеальной интонации, чтобы удовлетворить сегодняшнюю публику, и в чём Хилари более чем успешна.)

В-третьих, Паганини в своё время заменил гриф своей скрипки на более широкий; также он использовал более плоский мостик, который позволял одновременное звучание трёх и, возможно, даже четырёх нот. В современных записях это означает, что ‘форшлаговое’ звучание нижних нот в скрипичных аккордах – совсем не то, что было задумано.

В-четвёртых, ‘неинтересные повторения’, цитируя словарь Grove, по-настоящему не были таковыми во время Паганини. Каждое повторение давало шанс поимпровизировать, что-то проявить, ошеломить публику. Хилари иногда и намекает на нотки от себя, но это просто выразительные добавки, а не настоящие импровизации, которым Паганини как раз был бы рад.

Исторически, этот скрипичный концерт, сочинённый в 1816 году, оказал колоссальное влияние на многих последующих композиторов классической музыки, особенно на тех, которые слышали исполнения Паганини вживую.

Я не поддерживаю следущую цитату – “В музыкальном смысле, первый концерт Паганини является незначительным в лучшем случае” – это не так. Большинство мелодий Паганини – безошибочно его собственные. Метод написания монотематических частей используется в этом опусе задолго до того, как Франк сделал это “музыкально-официальным”.

Тематическое сравнение

1ая часть – Allegro maestoso

2ая часть – Adagio

Также, сравните неожиданное минорное Tutti, (заключение мажорной каденции), с Tutti Шеберта в 8ой симфонии, сочинённой шесть лет спустя после того, как Паганини написал свой концерт:


Кстати, вот ещё одно сравнение, с теми же произведениями...

Тематическое сравнение

Никколо Паганини – Скрипичный Концерт

Франц Шуберт – Симфония № 8, “Неоконченная”

Случайность, думаете?

Продолжаем с монотематизмом:

Тематическое сравнение

1ая часть – Allegro maestoso

3ья часть – Rondo: Allegro spiritoso

Ещё одно тематическое сравнение, более отдалённое:

Тематическое сравнение

Никколо Паганини – Скрипичный Концерт

Сергей Рахманинов – Элегия, оп. 3, № 1 (1892)

Вернёмся к концерту. Хилари, завершая первую часть, выбирает немного сокращённый вариант каденции Соре, которая в принципе в этом концерте вообще неуместна, но тем не менее исполнена отлично. Концовка, правда, немного слаба для 17-минутной первой части. В любом случае, правильно, что она выбрала эту каденцию, так как именно её играли известные скрипачи, и именно её ожидает публика, даже если лишь ради сравнения.

Все три части сыграны ‘на одном дыхании’, в одном стиле, в хорошо выбранных темпах и с намёком на чопорность, хотя последней у Паганини скорее не было.

Можно найти ещё много нового у Паганини – в его музыке, в этом концерте и особенно в этой записи. Вы только послушайте эти неземные двойные (!) ноты... Никто не сравнивается с Хилари Хан:

3ья часть

Хилари Хан

Леонид Коган



...ни в какой части концерта...

3ья часть

Хилари Хан

Ицхак Перлман

...но чтобы по-настоящему оценить легенду, всё же следует посетить концерт и насладится её игрой вживую.


Брависсимо!

[Паганини: Скрипичный Концерт № 1; Шпор: Скрипичный Концерт № 8]

Ярлыки: , , , , ,